​Больше, чем рэп: как хип-хоп стал взрослым

1772 5
​Больше, чем рэп: как хип-хоп стал взрослым
1772 5

Бросьте камнем в того, кто считает, что рэп – это до сих пор «стыдно» и «антимузыка». Ведь на самом деле все с точностью до наоборот: рэп – это на сегодня один из немногих жанров, который умудряется шагать в ногу со временем. Далее о том, каким образом хип-хоп перестал ассоциироваться с широкими штанами и золотым долларом на шее, и главных его реформатов.


РЭП КАК РЕЛИГИЯ: КАНЬЕ УЭСТ



Сейчас интересно вспомнить, как начиналось всемирное паломничество по Канье Уэсту. Его первые три альбома («The College Dropout» – 2004, «Late Registration» – 2005, «Graduation» – 2007) слабо отсвечивали вне рэп-культуры, несмотря на то, что он уже тогда демонстрировал свои амбиции. Сэмплировал Daft Punk, вдохновлялся эмоциональностью группы U2 и, наверное, первым из хип-хоперов променял широкие «трубы» на модные узкие джинсы. Канье последовательно размывал границы и с каждой пластинкой все дальше уходил от привычных рэперских канонов и сопутствующих жанров вроде R'n'B, чтобы в конечном итоге навязать себя миру как отдельную религию.



Принято считать, что «гигантизм» Уэста, с которым мы имеем дело сейчас, начался с альбома «My Beautiful Dark Twisted Fantasy» (2010), где он уже позволял себе сэмплировать King Crimson (лучшую прогрессив-рок группу в мире), демонстрировать свое раздувшееся до космических масштабов эго и критиковать идеализм «американской мечты» (вместе с кучей других социальных тем). Дальше – дело техники. Альбом «Yeezus» (2013) с довольно прямой отсылкой в названии и мегаломанским звуком, который сбивает с ног – настолько грандиозно поп-музыка не звучала, пожалуй, со времен Фредди Меркьюри. Появление на обложке Rolling Stone в терновом венце.


Дошло до того, что Уэст во время одного из концертов в поддержку «Yeezus» просто-напросто выпустил на Иисуса Христа — вернее, кого-то очень на него похожего. А в Нью-Йорке некий 23-летний Брайан Либман основал религиозное движение «Yeezianity», вербующее своих адептов через социальные сети. Ну, а лучше всего охарактеризовать Канье Уэста можно легендарной фразой Брата Музона из сериала «Прослушка»: «Знаешь, что самое опасное в Америке? Ниггер, который записался в библиотеку.»


РЭП КАК ЛИТЕРАТУРА: КЕНДРИК ЛАМАР





Считается, что в жизни Кендрика Ламара, выходца из Комптона, имеется как минимум два переломных момента, определивших его судьбу. Первый произошел, когда ему было всего пять: ребенок увидел, как у его подъезда застрелили мелкого барыгу. Второй случился, когда Кендрику было восемь лет. Его папаша, водрузив сына на плечи, отправился с ним смотреть, как Доктор Дре и Тупак Шакур снимают клип на нетленку «California Love»: алкоголь рекой, черные женщины неземной красоты, «бэнтли», неприкрытый гедонизм. Казалось бы, подобный опыт, да еще и пережитый в детстве, должен был навсегда определить Кендрика Ламара и его устремления: «thug life», деньги, роскошь, слава. И в том, что Ламар сумел от этого абстрагироваться, и заключается его главное достижение и отличие от собратьев по сцене.



Весной этого года вышел второй альбом Кендрика – «To Pimp a Butterfly». И если его дебют, «Good Kid, M.A.A.D City», можно считать скорее литературным сценарием, то последняя пластинка – уже настоящий роман. К тому же, не зря ее название – очевидная отсылка к «Убить пересмешника» (To Kill a Mockinbird) Харпера Ли. «Good Kid, M.A.A.D City» кружил голову своей атмосферой: под мрачноватый саундтрек Кендрик рисовал живописные сценки из жизни в Комптоне. Но не так, как это делают «обычные» рэперы: без репрезентов, наездов, излишнего сгущения красок. Автобиографические истории своей юности (грабежи пустых домов, наркотики, отчужденность и отношения с девушкой-гангстершей) Ламар зачитывает ровно и без малейшего намека на пафос; в его голосе скорее можно услышать горечь и даже исповедальные интонации. «To Pimp a Butterfly» – явно сложнее.


Если в дебютнике Кендрик Ламар в основном погружал нас в свою собственную историю и судьбы своих друзей, то на второй пластинке его глазами мы наблюдаем сложный современный мир, представленный целой сетью взаимосвязанных драм. И написанный уже не кинематографическими мазками-сценами, а по всем писательским канонам. С глубокими персонажами, приглашая к диалогу. В общем, слушать «To Pimp a Butterfly» без подробного разбора строчек на сайте Rap Genius – это все равно что попасть на съемки клипа с Тупаком и Доктором Дре, но при этом закрыть глаза и уши. А самого Ламара канонизировали уже прямо сейчас: в одной из школ Нью-Джерси прогрессивный учитель английского языка и литературы по имени Брайан Муни всерьез разбирал со своими учениками тексты из «To Pimp a Butterfly». Когда Кендрик об этом узнал, он почтил школу своим визитом и даже спел обезумевшим от радости студентам несколько песен. Расскажите обо об этом и поставьте Ламара своему преподавателю литературы или другу, закрывшемуся от внешнего мира томами Достоевского и Толстого.


РЭП КАК НОВАЯ ИНТИМНОСТЬ: ФРЭНК ОУШЕН



В 2005 году ураган «Катрина» на 80% разрушил Новый Орлеан, родной город Фрэнка Оушена. Он перебрался в Лос-Анджелес: сначала думал пробыть там всего 6 недель, но его затянула насыщенная музыкальная жизнь и вскоре Фрэнк уже зарабатывал себе на пропитание в качестве гоустрайтера для исполнителей первой лиги вроде Джастина Бибера и Бейонсе. Потом он подружился с безумной хип-хоп группировкой Odd Future и вошел в их состав: дружба с этими ненормальными ребятами помогла Оушену вновь поверить в себя и самому приняться за сочинительство песен. Channel Orange, его дебютный альбом, вышел в 2012 году и закрепился как один из главных документов «нового R'n'B со смыслом».



Выпуск пластинки привел к разрыву настоящей бомбы. Ранило всех – и тех, кто ценил интимную хрупкость The xx (они, кстати, потом и сами расписывались в любви к Оушену и даже спели его «I Miss You», которую Фрэнк сочинил для Бейонсе), и рэперов, которых пробивало на эмоциональность. И даже те, кто ненавидел всю современную музыку или был равнодушен к другому темнокожему груву, признали во Фрэнке Оушене короля «новой чувственности».


Главный козырь исполнителя – его голос, который способен передать абсолютно любое состояние: от бренности бытия до пронзительной нежности. И аналогов этому пению на современной сцене просто не существует. Но в случае Фрэнка Оушена важно не только то, как он поет, но и о чем. О чувстве неразделенной любви, о детях богатых родителей, об экзистенциальном кризисе (который способен настигнуть человека и в 20-летнем возрасте), о наркотиках, которые не заполняют внутреннюю пустоту, а только углубляют ее. Его песни – удачный срез эмоциональных переживаний современного молодого человека, который слишком много времени уделяет своему внутреннему миру.


РЭП КАК ЭКСПЕРИМЕНТ: FLYING LOTUS



Самым внимательным поклонникам хип-хоп культуры про Флаин Лотуса все стало понятно еще в 2010-м, когда вышел его альбом «Cosmogramma» – «джаз XXI века». На пластинке «Until the Quiet Comes» (2012) он занимался уже неприкрытым визионерством и благодаря этому опусу раздвинул хип-хоп границы до немыслимых широт. Там от самого «хип-хопа» в привычном значении слова почти ничего не осталось, а все место занял навороченный музыкальный нарратив. Сложные звуковые полотна, сменяющие друг друга – от фри-джазовой свободной структуры до африканской перкуссии, выводящей в астрал. Все это в дальнейшем привело к самой главной загадке 2012 года в мире рэпа: кто же скрывался под псевдонимом Капитан Мерфи? Версии варьировались от нелепых (это Тайлер из Odd Future) до безумных – были и такие, кто уверовал, что это сам Тупак Шакур.



Когда пришло нужное время, Флаин Лотус сам раскрыл все карты, объявив, что Капитан Мерфи – это он, таким образом очень тонко проиронизировав над трендом с «новой анонимностью» и кучей бездарных саундклауд-продюсеров, скрывавшихся под масками. Последний на данный момент альбом Лотуса – «You're Dead!» (2014) – начался с идеи музыканта задействовать хардбоповые брейки: наворотить плотность звука и записать самый оглушительный, тяжелый и быстрый джаз в мире. Результат ему не слишком понравился, но музыкальное мышление Флаин Лотуса опять завело его в какие-то запредельные дали: в результате «You're Dead!», как и всегда, трудно описывать словами. Подводя итог, «умный хип-хоп» с помощью Лотуса вышел на новое плато и перестал быть уделом нытиков вроде Талиба Квели, занимающихся бесконечной войной с собой и окружающей реальностью.


РЭП КАК ИСТОРИЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ: JOE BADASS



Простые смертные узнали об этом рэпере после того, как все крупные СМИ перепечатали фотографию 16-летней Малии, дочери президента США Барака Обамы, на которой она в футболке Pro Era (так называется хип-хоп группировка, где Joe Badass числится одним из основателей). Это был одновременно прецедент (до этого практически невозможно было увидеть какие-нибудь «неофициальные» снимки семьи Обамы) и вместе с тем – одна из самых гениальных пиар-кампаний в рэпе (спланированная или случайная – об этом спорят, но не суть важно).



Поначалу Joe Badass (ему, кстати, сейчас всего 20 лет) кажется очередным рэпером «под классику», который ностальгирует по временам, в которых и не жил. Его преданность 90-ым выразилась уже в названии первого сольного релиза – микстейпа «1999». Но на деле все оказывается не настолько просто и буквально. Джо не занимается созданием репродукций и не пытается воссоздать «звук прошлого». Для него те же 90-ые – это всего лишь инструмент, с которым рэпер очень талантливо работает. А обращение к истокам – не песни о тачках, телках и стволах, а скорее – первоначальные принципы, которые определяли хип-хоп культуру до того, как мы все оказались в безумном водовороте постмодернизма. Ведь секрет Joe Badass довольно понятен и переводим на человеческий язык. Он возвращает нас в те времена, когда рэп был, собственно говоря, «рэпом» и ничем больше: совершенствованием своего «флоу», оттачиванием рифмоплетского искусства и внутреннего чувства ритма.


РЭП КАК ВИРТУОЗНОСТЬ: BADBADNOTGOOD



Эти ребята вместе получали джазовое образование в канадском колледже, но сколотить группу их вынудила совместная любовь к хип-хопу. В результате они придумали абсолютно хулиганскую по своей сути затею для своих первых двух альбомов: скрестить академические традиции и энергетику хип-хопа, играя джазовые кавер-версии любимых рэп-песен. В этой истории важен вот какой момент: в мире джаза, предельно строгом и закрытом, в принципе сложно себе представить какие-то намеки на современность. Если какой-нибудь джазовый «фирмач» и обратит внимание на поп-музыку, то скорее со снисходительной насмешкой.



Скажем, самым издевательским образом сыграет какой-нибудь хит вроде «Diamonds» Рианны, а затем тут же перекроет его кучей профессиональных соляков, чтобы продемонстрировать превосходство. BadBadNotGood – молодые парни, которых действительно научили играть джаз (если, конечно, «научить» ему вообще возможно), но они при этом не погрязли в типично джазовом снобизме и беспрекословной преданности традициям. Они делают каверы на рэп, играют безумный кроссовер из песни Gang Starr и нетленки Joy Division и записывают совместную пластинку с хип-хоп легендой Ghostface Killah не ради шутки или издевки. А исключительно с фанатских позиций – им эта музыка действительно нравится и они хотят дать ей новую жизнь, только и всего.


РЭП КАК ОТРАЖЕНИЕ ДУХА ВРЕМЕНИ: ZEBRA KATZ



Главный представитель волны так называемого «queer hip-hop» свой первый нашумевший сингл «Ima Read» написал, можно сказать, по чистой случайности. Зебру ужасно бесила его преподавательница на курсах сценаристов и он, плохо скрывая раздражение, сказал про себя: «Я прочитаю эту суку». «Прочитать» кого-то – это значит «переспорить», задеть посильнее в словесной перепалке. Эта фраза в итоге и стала фундаментом песни, от которой оказался без ума сам Рик Оуэнс, включивший ее в саундтрек своего шоу на Парижской неделе моды.



Оджей Морган (настоящее имя Zebra Katz) – совсем другой породы. Он не жарил дешевый крэк на сковородке и никогда не нажимал на спусковой крючок. Этот парень с 14 лет мотался по арт-колледжам, раскрыл себя в многочисленных театральных постановках, а Джона Кейджа считает не композитором, а прежде всего – художником-перфомансистом. Да и его погружение в фэшн-мир (Zebra Katz, наверное, главный «vogue-culture» рэпер, да простит нас Канье Уэст) – это не просто рэперское желание выделиться и выразить себя с помощью кричащих шмоток.


А его музыка – это грозный саундтрек для всех тех, кто, скажем, несколько лет назад смеялся и подшучивал над «хипстерами» и показательно отрицал свою связь с современностью. Их время истекло. Zebra Katz, который уже в 15 лет прилично фотографировал на Polaroid, а опыт работы менеджером в офисе кейтеринговой компании получил, как он сам говорит, «чисто по приколу» – это хороший пример того, что отворачиваться от мира и всего «нового» уже просто нельзя, иначе время выбросит на пыльную обочину. Нужно быть мультизадачным – как ваш браузер.


HIP-HOP/R’N’B
Рэп
5 комментариев
Эльвира 25 июня 2015
хочу отметить еще что сейчас женщины в хип-хопе и рэпе тоже имеют вес, где Никки Минаж, или Игги Азалия?
а мне нравился классический хип-хоп, сейчас же рэп по крайней мере западный, это слияние разных стилей
Аврора 25 июня 2015
рэп не люблю, но некоторые треки цепляют
Ирина Азаркова 25 июня 2015
Сейчас Кендрик очень популярен, ну и Канье разумеется
Виталий 25 июня 2015
Основное влияние за последние десять лет оказал Канье