​Как устроен музыкальный рынок

6965 3
​Как устроен музыкальный рынок
6965 3

Разобраться в том, как кто есть кто на музыкальном рынке, как действовать начинающему артисту, с кем сотрудничать и зачем, часто бывает непросто. Myband.info поговорил об этом с экспертом, преподавателем и диджеем Алексеем Николаевым.

Алексей – основатель и руководитель консультационного бюро InSimple. Бюро возникло после того, как Алексей покинул компанию Zvooq. К тому моменту у него уже был опыт преподавания в RMA, и когда студентов, просивших о частной консультации, стало слишком много, а группа Tesla Boy попросила проконсультировать их менеджера Дарью Евсееву, стало понятно, что пора прослушать к советам старших коллег и сделать свою школу. Так появилась InSimple –школа, в которой несколько лекторов-экспертов простыми словами рассказывают о том, как устроен музыкальный бизнес. Как говорит Алексей, это похоже на советы по сбору документов на визу: они с коллегами советуют, куда надо сходить, какие бумажки не забыть и какие нюансы учесть.

В числе лекторов сейчас Саша Носач, руководитель отдела продаж контента в Black Star, и Альбина Бекинова, работавшая над проектом по выводу на рынок Ивана Дорна в составе менеджемента компании Ikon. Недавно своё участие и поддержку подтвердил известный диджей, продюсер и музыкальный менеджер Борис Романов. По словам Алексея, они сейчас работают над тем, чтобы в рамках курса можно было выбрать специализацию: прослушав три базовые лекции, студенты могут дальше выбирать именно те мастер-классы, которые нужны именно им. Кроме того, со следующего года InSimple планирует проводить для своих слушателей выездные интенсивы в Чехии и Германии.

«Конечно, любой ваш партнёр преследует прежде всего свои собственные цели, надо отдавать себе в этом отчёт, – рассказывает Алексей. – Но есть и побочный эффект: заодно он работает на вас». Например, рекорд-лейбл, который на самом деле продаёт копии фонограмм, не занимается артистом по определению. Он распространяет фонограммы на рынке: либо он их лицензировал, либо изначально обладает правами на них, потому что он участвовал в их создании. Но фонограммы не существуют сами по себе они записаны конкретным исполнителем, артистом. В результате артист получает, во-первых, вознаграждение, а во-вторых, упоминание собственного имени. Паблишер, который занимается авторскими правами, продаёт авторские права на рынке и собирает деньги за них. Например, лицензирует в рекламу, другим исполнителям, лицензирует компиляции, кино, аудио, видео, пытается поставить музыку на радио. Вознаграждение получает автор, а поскольку часто автор является и артистом, деньги идут артисту. Если же артист не является автором, то всё равно речь идёт о его исполнении этого произведения, и его имя опять-таки упоминается, оказывается на слуху.

Маркетинговые агенства и пиар-агентства тоже выполняют свою роль и решают свои задачи – часто они наёмный сервис, работающий за вознаграждение. Концертное агенство продаёт концерты, оно заинтересовано в том, чтобы это концерты хорошо продавались, и им нужно, чтобы артист был в топе. И когда оно готовит концерт или тур, оно обеспечивает пиар-поддержку артиста. В итоге получаются четыре лошадки, которые тянут колесницу вперёд вместо одной. Иногда все эти функции выполняет единая компания – продюсерский центр, который объединяет в себе всё перечисленное. Это даже лучше: проще координировать действия всех игроков между собой.

«Музыкальная индустрия устроена так, что артист не всегда правообладатель, – делится опытом Алексей. – Он может, и часто так бывает, передать свои права кому-то, лицензировать. А может, кто-то просто оплачивал создание его альбома, тогда изначально права принадлежат кому-то другому. Артисты даже не всегда это понимают. Например, как-то во время работы в Zvooq приходили вопросы от архангельских рокеров, которые заявляли, что не давали нам права на публикацию альбома. Начинаем смотреть – альбом у нас от французского дистрибьютора Believe. Ребята, вы просто отдали права тудадавнои забыли об этом».

Поэтому существует схема, которую Алексей описывает как схему овощной базы, которая собирает овощи с производителей и распространяет их далее. Как в физической музыке, так и в цифровой есть такие игроки: дистрибьюторы. Их ещё иногда называют агрегаторами, что одно и тоже; как правило, одна компания занимается и тем, и другим. Они собирают права либо с лейблов, либо с независимых артистов, либо и с тех, и с других, и раздают на основные мировые площадки. Иногда у каждого дистрибьютора может быть подписано несколько сотен таких площадок, а значит, можно разместить музыку на гораздо больше количестве площадок, чем это может сделать самостоятельно артист или менеджер. Ещё дистрибьюторы знают специфику зарубежных рынков, которые часто бывают очень привлекательными, и могут помочь с выходом на них. Кроме того, они помогают правильно «упаковать» музыку: добавляют мета-данные, то есть информацию о том, кто автор, у кого какие доли, дате релиза, жанре, названии трека, коде ISRC. Все эти данные доставляются в магазин, чтобы они могли правильно расположить треки у себя на витрине. Затем дистрибьютор собирает деньги с витрин и магазинов и отдаёт правообладателю. Работают они или за процент, или за предоплату.

Конечно, артист может – и почти все так делают – передать вопросы бизнеса в ведение менеджера. Сейчас институт музыкальных менеджеров активно формируется, и постепенно становится всё больше специалистов в этой области, в том числе благодаря образовательным проектам наподобие InSimple. Однако артисту важно и самому представлять, как устроен музыкальный рынок, знать, какие у него есть активы и права и как ими распоряжаться.

Катерина Романенко

Интервью
Музыка
3 комментария
Артур Мищинский 24 октября 2017
Мы недавно с группой выступали в МСК и там один парень рассказал о проекте БезТалантов (beztalanta.ru) говорит там можно найти продюсеров. Пользовался кто-то?
Кира 07 ноября 2014
правильно говорит, полностью на своего менеджера не стоит полагаться, нужно самому уметь формировать свой бизнес
Артем Марков 07 ноября 2014
самому тяжело продвинуться однако и полностью нужно вникнуть в эту сферу