Советы, которые прозвучат в этой статье, практически универсальны. Их может применить к себе любая группа, любой исполнитель, вне зависимости от жанровой принадлежности.
При этом не будем размышлять о каких-то странных прописных истинах, которые можно встретить в рунете. Например, любой более-менее продвинутый музыкант может и обидеться на предложение уделить больше времени подготовке материала или, хуже того, выбору песен. Можно подумать, в студию люди приходят для того, чтобы ставить эксперименты, имея неограниченный бюджет и массу свободного времени!
Эти советы были хороши, знаете когда? На заре шестидесятых, ну или два десятилетия после. Тогда действительно экспериментировали со звуком, и группы были своеобразными первопроходцами, тестировавшими оборудование. Им бешеные деньги платили не за то, чтобы они, такой креативный класс. Нееет, человечество путает причину со следствием. Популярными эти группы сделали для того, чтобы им потом десятилетиями все подражали. Подумайте, почему раньше стадионы собирали, а сейчас еле-еле наскребается десять человек в клубе. Скажете, потому что тогда групп были единицы, а теперь – тысячи? Да, это верно. Но столь же верно и то, что тогда, на заре эпохи, еще не была искусственно создана мода на людей, держащих в руках инструменты. Помните, быть музыкантом считалось столь же позорным, как быть артистом. Побродяжка безродный, зависимый от благоволения погоды и толпы.
Поменять представление об индустрии взялся… картель производителей музыкальных инструментов. Свежеизобретенных электрогитар, клавишных, басов и барабанов. Которые можно было штамповать тысячами, имея на руках алгоритмически выверенную технологию. Это вам не скрипки Страдивари, шедевры ручной работы. Это завод, обеспечивающий тысячи рабочих мест и миллионы в карман владельцу.
А музыка и музыканты стали маркетинговым инструментом в руках производителей. Те изобретали инструменты «специально под битлов», или «четко под роллингов», отрабатывались технологии и вырабатывались классические музыкальные вкусы. Звучание, которое должно было стать эталонным, как звук камертона. Да, кстати, красивая привычка ломать гитары тоже оттуда – это еще одна фишка заводов-изготовителей. Дать некую установку на покупку очередной гитары. И барабанные палочки делают такими, что к концу концерта их можно выбросить. Да, для того, чтобы производство не останавливалось, черт возьми!
А шо, кто-то думал, что миром правит креатив и чистое искусство?
Поэтому расслабьтесь и перестаньте искать «новый звук», новым он может стать только в одном случае – если производители задумают снова поменять мир. И изменят физику инструментов. И забудьте о том, что в своих интервью рассказывали «монстры сцены», гиганты мысли и эталонные столпы креакла. Это им было позволено денно и нощно торчать в студии, придумывать немыслимые сочетания, выворачивать динамики наизнанку, чтобы записать глухо бухающую бочку. Современным их коллегам предстоит куда более трудная задача: максимально компактно уложиться по времени в свой бюджет, и при этом записать альбом так, чтобы не было мучительно обидно за бесцельно потраченную зарплату.
Поэтому ерундовые советы давать не будем, перейдем сразу к делу.
Совет первый. Цыгане шумною толпою… идут к Пушкину
Есть у многих музыкантов такая привычка, в студию идут так, как на репетицию – все вместе. Зачем, правда, непонятно. Один пашет, семеро руками машут? Так, что ли? Почему-то интимнейший процесс записи партии воспринимается группой как возможность поболеть за наших или попрыгать на костях. У кого какие отношения в коллективе сложились. В любом случае, человек за стеклом старается, пытается сыграть свою партию без привычного сопровождения, вспомнить, в каких эпизодах надо сделать интонационные акценты, а тут ему полдюжины помощников старательно подсказывает кожей и рожей, шо делать, Зин!
Нет, нет и нет. Даже если песню писали три человека, и каждый хочет выразить свое мнение относительно того, как ее надо сыграть – все эти выяснения следует провести на репетициях. Для того они и даны, а не для того, чтобы тупо прогнать чесом весь материал, глянуть друг на друга, по головам пересчитаться и счесть, что на этом миссия выполнена. Именно на репетиции решаются вопросы, кто будет делегатом, сидящим возле звукооператора. Неслышно и незаметно. Кто будет этаким режиссером-постановщиком. Как будет сыграна каждая партия. Не поленитесь написать партитуру, фразировку, цифры. Не знаете, что это такое? Ну, тогда вам еще рано в студию, честно говоря. Выучите матчасть, потом запишите, а потом уже идите.
Совет второй. Территорию вылизать!
Да, как у Бушкова, а что это там черти делают? Как что, вы ж сами приказали, территорию вылизать… вот они и вылизывают. Языком.
Шутки шутками, но в данном контексте слово можно считать наиболее подходящим. Прежде чем отправляться в студию, необходимо действительно вылизать материал до состояния «на автоматизме». Каждый по отдельности должен знать свою партию так, что разбуди ночью и сунь гитару в руки – глаз откроет и сыграет без единой ошибочки!
Студия – это стресс. В особенности, если вы идете записываться первый раз. Сама атмосфера в тон-ателье страшно напрягает своей ватной тишиной. Это нервирует и пугает на генетически-подсознательном уровне. Почему? Потому что напоминает о первых днях жизни. Представьте себе, ребенок в животе у мамы постоянно что-то слышит. Ее сердцебиение, работу кишечника, голос, посторонние звуки, доносящиеся извне. А потом его выпускают на волю и оставляют одного в комнате, специально изолированной от всего и вся. Что будет? Молодым родителям прекрасно известно – крик, визг, ор и нескончаемая истерика, пока малыша не возьмут на руки и не прижмут к сиське. Только так он снова может почувствовать привычное сочетание звуков. Тишина пугает, она напрягает отсутствием жизни.
В тон-ателье, в студийном застеколье как раз такая искусственная вакуумная тишина и создается. В отсутствие малейшего фона каждый звук слышно жутко отчетливо, и любого, даже самого устойчивого человека с железными нервами на инстинктивном уровне эта атмосфера будет пугать. Поэтому сосредоточиться на исполнении партии будет крайне тяжело. Думать просто не получится. Руки сами должны все сделать. Так, чтобы голова даже не включалась. Сыграл, выдохнул – пошел на перекур.
Совет третий. Никаких антистрессов!
В контексте вышесказанного следует отдельно помянуть любимую российскую привычку – устраивать антистрессовую терапию по случаю таких вот ужасающих моментов. Да ни в коем случае! Это только кажется, что в состоянии опьянения вы просто гениальны. Кажется, что готовы горы свернуть. Или что рюмка-другая коньячку только на пользу пойдет, и нервы успокоит. Да ничего подобного.
Помните анекдот про ученого, который придумывал под кайфом совершенно гениальные идеи, но, как наступало просветление, забывал их напрочь. Помнил только одно – это были поистине гениальные мыли! И однажды он решился, перед тем, как принять дозу, взял ручку и бумагу. Сосредоточился, положил все рядышком, как только мысль придет, все, сразу записывать!
Наутро ученый очухивается, вспоминает, что ему, как всегда, в состоянии полного недоразумения пришла в голову исключительно гениальная мысль, открытие всех времен и народов и, о чудо! – он ее записал, точно, записал! Ученый дрожащими пальцами хватает бумажку, а там написано:
КОЖУРА ОТ БАНАНА БОЛЬШЕ, ЧЕМ БАНАН!
Совет четвертый. При сведении не зачистится!
У отделочников есть такая манера, когда они шпаклюют стены, то оставляют очень часто неровности, которые можно было бы загладить, но им лень. Почему? Потому что потом придет другая бригада и все это зашкурит наждачкой. Зачем лишний раз напрягаться?
Точно так же музыканты поступают с шероховатостями и неровностями в записи. В особенности, при записи вокала, полагая, что во время сведения и чистки все это уйдет, что звукорежиссер, где надо, дотянет или опустит голосовые «петухи», в общем, мы сейчас по-быстрому все сделаем, а потом зачистим!
А вот не выйдет каменный цветок, увы и ах. Не выйдет. Можете, конечно, попробовать ради чистоты эксперимента. Но подобные эксперименты стоит ставить только на черновом материале, чтобы обидно потом не было.
Совет пятый. Слова между строк
Удивительный секрет раскрыл однажды некто Каспер, скрипач двух групп, «Король и шут» и Dominia. Многие подмечали, что повторить уникальную игру этого музыканта невозможно. Вроде бы и ноты те же, и аккорды те же, и даже инструмент такой же, ан нет, не тот эффект и все тут! В чем же секрет?
А в том, что, как пояснил сам маэстро, он стремится попасть между нот. То есть, между долей, создающих «квадратуру такта». Вступить буквально за миллисекунду раньше, чем начнется такт, долиговать звук так, чтобы он перетек в следующую фразу, довести или оборвать внезапно. Каспер полагает, что первый и главный враг хорошей музыки – это линейность звучания, слишком усердное стремление к тому, чтобы точно попасть в ноты. Но творчество – это не математика, тут ювелирная точность как раз только навредит. Но и уметь вставлять фразы с опозданием или с предвосхищением – это тоже искусство.
Совет шестой. Пригласите слухача
Известный факт: в студии вокалисты (опять же, в силу особенностей тон-ателье) старательно мажут, пропевая партию на четверть тона ниже, чем полагается. Исправить эту ошибку можно, если несколько раз заставить вокалиста прислушаться к себе и повысить тон. Но не каждый музыкант обладает абсолютным слухом, способным зафиксировать расхождение в четверть тона. Даже не все звукорежиссеры этим умением могут похвалиться. Чаще всего таким слухом обладают те, кто играет на слух – виолончелисты, скрипачи. В меньшей мере – домристы и трубачи. Ничуть не помешает разузнать, где есть такой человек, и попросить его внимательно послушать вокальную партию вне студии и во время записи. Вот действительно, лишним не будет!
Совет седьмой. Характерные роли
Симфонии слышали? Как минимум, любимую учителями начальной школы сказку про Петю и Серого волка. Без каких-либо слов, с помощью одной только музыки рассказывается целая история мальчика, встретившегося в лесу с опасным хищником.
К чему этот разговор? К тому, что важно еще до появления в студии продумать, каким образом будет построена динамическая, интонационная и фразовая партитура, какой будет линия каждого инструмента. Совершенно нелишним все это расписать (о чем выше уже упоминалось) и выучить наизусть. Ну а, что касаемо вокальной партии, то тут и вовсе предстоит серьезно поработать. Как минимум, необходимо продумать, с какой интонацией будет произноситься каждая фраза, как она будет звучать, какой смысл будет вложен в предложение, и каким образом это будет отражено в музыкальной фразе. Такая музыка получит характер, смысловую нагрузку и желание слушателя снова и снова возвращаться к своей любимой композиции.
Совет восьмой. Не мешайте звукорежу
Объявление в студии:
Я свожу = тариф
Я свожу, ты смотришь = тариф*2
Я свожу, ты подсказываешь, как = тариф*3
Ты сводишь, я подсказываю = тариф*4
Это не шутка, это цитата из действующей и довольно популярной студии, где пасутся многие любимые публикой музыканты, и куда по этому поводу регулярно заглядывают новички.
Помните, что звукорежиссер – это такая же профессия, как бухгалтер или стоматолог. Как бы ни хотелось, не лезьте ни с какими подсказками или пожеланиями. Не пытайтесь научить профи работать и рассказать ему, как важно, чтобы все звучало «по-вашему». Если вас не устраивает работа звукорежиссера, найдите другого. Осведомитесь о его образовании и опыте, послушайте ранее созданные работы, убедитесь, что имеете дело с настоящим профессионалом… расслабьтесь и получайте удовольствие!
Совет девятый. Нет музыки для музыкантов
Еще одна треклятая манера музыкантов, за которую звукорежиссеры готовы просто перестрелять всех, не глядя, и ни один суд не найдет причин, чтобы отказать в оправдании за содеянное. После записи, в процессе сведения, каждый (особенно, басисит!) придет и скажет, что его не слышно.
Помните, что нет музыки для музыкантов, задача звукорежиссера – не потешить ваше раздутое эго, а создать гармоничное произведение, в котором не выпячивается то, что должно быть фоном. Басовая партия, если таковая не является солирующей – фон! Если вам лично себя плохо слышно, то значит, звукорез все сделал очень даже правильно.
И еще, в эту же строку можно вплести лыко про попытку узнать у своих коллег-музыкагтов « ну как»? Никогда этого не делайте, вообще. Не родился еще тот представитель креакла, который совершенно искренне воспримет творчество коллеги, и не воспользуется возможностью хоть как-нибудь, но напакостить. Эффект Сальери никто и никогда еще не отменял.
Совет десятый. Спешка при ловле блох
Не спешите выкладывать свои записи, как только они были сделаны. Даже если вам ну предел как хочется похвалиться, как вы круто записали сингл. Не спешите делать ЕР, если материала на полноценный альбом у вас нет, или денег на его запись не хватает. ЕР – это убожество, которое слушатели искренне ненавидят, это спойлер к альбому. Потому что хочется послушать полновесный часовой материал, а получается, что половина этого материала уже знакома, а другая просто не вписывается в уже принятую некогда ЕР-концепцию. Не насилуйте слушателя, не спешите. Доведите дело до конца – и презентуйте полновесный комплексный материал. Спешка важна только при ловле блох.
Совет одиннадцатый. Промоход!
Ну и, наконец, пока вы записываетесь, напрягите всех, кто не участвует в текущей сессии. Нечего сидеть без дела, пусть придумывают, каким образом устроить промо-акцию для готовящегося альбома. Все же понимают, что получить какие-либо дивиденды с продаж – это вряд ли получится, платиновыми тиражами давно уже никто не продается. На компанию-издателя вообще лучше не надеяться, этим товарищам не интересно ничего, кроме как отвезти партию дисков на Горбушку и сплавить меломанам. Лишний раз устраивать медийную кампанию никто не станет.
Как говорится, сам о себе не позаботишься… Вот и заботьтесь. Думайте, как будете рекламироваться. Как будете продвигаться, кто этим займется, каких денег это будет стоить, и к какому результату приведет. Придумаете – как раз и процесс сведения закончится. И можно будет смело отправлять материал в большое знакомство со слушателем!