​Управление правами на музыкальный материал. Способы монетизации

5821 2
​Управление правами на музыкальный материал. Способы монетизации
5821 2

Часть 2: Способы монетизации


В первой части интервью, MyBand.infoговорил с Александрой Носач, руководителем отдела лицензирования музыкального и видео-контента в Black Star и лектором школ InSimple иRMA, о том, что такое паблишинг и как управление правами на музыкальное произведение устроено в России и мире. Пришло время разобраться, какими способами можно реализовать права на музыкальный материал и монетизировать его.


Существуют несколько способов использования музыкального материала. Все эти способы описаны в Гражданском Кодексе, в 4 части, в главах, посвящённых авторским правам и смежным правам. Список не исчерпывающий, возможно, есть и другие, но их сложно придумать – основные уже перечислены. Эти же способы использования являются и способами монетизировать музыку, получать за неё вознаграждение.


Один из частых способов – публичное использование музыки, или «публичка». Он включает проигрывание музыки в радио- и телеэфире, в общественных местах (в ресторанах, торговых и развлекательных центрах), в кинотеатрах, на концертах. В каждом случае, когда музыка была использована публично, правообладателю, в теории, полагается вознаграждение. При этом, рассказывает Александра, вознаграждение не попадает правообладателю напрямую. Существует такой институт – общество по коллективному управлению правами. В нашей стране в сфере публичного использования музыки сбором и распределением вознаграждений занимаются две организации – РАО (в сфере авторского права) и ВОИС (в сфере смежных прав). Организации, которые используют музыку или организуют использование музыки публично, должны делать выплаты в РАО и ВОИС, выражающиеся в проценте продаж с билетов на концерт или с доходов (радиостанции) или в некоторой фиксированной ставке – в зависимости от типа организации. Организации предоставляют отчёты, какая именно музыка использовалась. В случаях, когда отчётность невозможно предоставить (сложно определить, что именно звучало), РАО и ВОИС распределяют собранное вознаграждение в соответствии с рейтингами популярности исполнителей и композиций.


Любому исполнителю, музыка которого хоть как-то живёт публично (исполняется на концертах, звучит в эфирах каких-либо, в том числе небольших региональных, радиостанций), есть смысл заключить с РАО договор. «По крайней мере, это положит начало наведению некого порядка, – считает Александра. – Конечно, это отдельное направление – следить за тем, чтобы все факты использования были учтены. Но тем не менее, вам гарантировано некое спокойствие в отношении того, что если музыка используется публично, и если кто-то за неё рассчитался, то, по крайней мере, этим деньгам будет, куда идти – к вам как правообладателю».



Достаточно распространённый способ монетизации – это продажи. Под продажами понимается воспроизведение копии и её распространение. Раньше (и сейчас по-прежнему в незначительных объемах) это были продажи аудиокассет, дисков, DVD, виниловых пластинок. Сейчас всё перешло в цифру, и под продажами часто понимаютпродажи цифровых копий – в цифровых магазинах (например, iTunes) или в сфере мобильного контента. Второе включает так называемые RBT (мелодия вместо гудка). Эта сферараньше показывала очень хорошие результаты. Сейчас, как отмечают эксперты, она стагнирует, но для хитового контента по-прежнему даёт немалый доход.

Говоря о цифровых продажах, важно упомянуть стриминг. Стриминговые сервисы сейчас очень популярны. Они удобны для пользователей – их много, можно выбрать тот, который больше нравится, и слушать музыку бесплатно или условно бесплатно. У стриминговых сервисов могут быть реализованы две модели монетизации: рекламная и подписочная, иногда смешанная. При рекламной модели пользователь ничего не платит, за него платит тот, чью рекламу он видит. При подписочной пользователь вносит некий абонентский взнос за доступ к контенту без рекламы. Эти сервисы, рассказывает Александра, доступны для пользователя, они легальны и помогают решать проблему пиратства. Но с точки зрения правообладателей и артистов они не лучший способ монетизации: те доходы, которые получат правообладатели от стриминговых сервисов, несопоставимы с теми доходами, которые дают продажи.


Интересный способ использования – синхронизация, использование музыки в аудиовизуальных произведениях – кино, сериалах, рекламе, возможно, играх. В таких произведениях музыка синхронизируется с неким видеорядом, а значит, на это нужно получить разрешение, т.е. заключить лицензионный договор. Это отдельный поток возможной монетизации, его тоже нужно учитывать, считает Александра. «К тому же, зачастую для музыкантов это является сильным промо-инструментом, – рассказывает она. – Очень многие музыканты уже заметили, что попадание их треков в какой-то популярный аудиовизуальный проект во многом повышает интерес, с одной стороны, к прозвучавшей песне и группе в целом, с другой, к её остальному музыкальному контенту. Даже если на этом не удастся заработать огромных денег, промо-преимущества этого канала велики».


Возможный способ монетизации – переработка. Это создание ремиксов или запись каверов. Очень часто известные песни, хиты, перепеваются и переделываются, и если это сделано удачно, артист привлекает к себе внимание. Впрочем, переделать можно не только хит: если получилось сделать очень удачную переработку не самой известной песни, это тоже может сработать. Чтобы осуществить запись какой-то песни или произведения и выпустить его, нужно получить на это разрешение в виде заключения лицензионного договора, который может включать финансовые условия.


Есть ещё один способ монетизации, не все о нём знают – сбор вознаграждения за копирование в личных целях. Сбор вознаграждения тоже осуществляется посредством аккредитованного общества по коллективному управлению правами. В России такая аккредитованная организация – Российский союз правообладателей, РСП. Это общество занимается сбором вознаграждения в интересах правообладателей с изготовителей запоминающих устройств – флешки, телефоны, компьютеры, все те носители, которые могут хранить информацию. Такая система, рассказывает Александра, возникла в ходе борьбы с пиратством, когда фильмы и музыку не покупают, а терабайтами распространяют на дисках и различных устройствах. Поэтому производителей таких устройств было решено обложить специальными сборами. Эти средства собираются в интересах правообладателей и распределяются на основании системы рейтингов, где учитываются в том числе данные РАО и ВОИС.В отличие от РАО и ВОИС, которые в области публичного использования делят между собой сферы авторских и смежных прав, РСП в области копирования занимается расширенным количеством объектов: авторскими правами (произведениями), смежными правами (исполнениями и фонограммами), а также аудиовизуальными произведениями как отдельной категорией.


Как уже было сказано, это не все способы использования и монетизации музыкального материала – есть и другие, а возможно, вам удастся придумать новый. Однако перечисленные – основные, и важно хотя бы примерно представлять себе, как они работают, чтобы максимально эффективно реализовать потенциал музыкального произведения. Главное, напоминает Александра, чтобы музыкальный материал был талантливым и достойным.


Катерина Романенко

Интервью
2 комментария
Сергей Кузнецов 04 декабря 2014
мне кажется если есть действительно качественный материал, то желающие его приобрести всегда найдутся
Олег Демин 05 декабря 2014
этого не достаточно, надо его продвигать любыми способами, а не ждать, что кто-то сам объявится