Часть 2: Способы монетизации
В первой части интервью, MyBand.infoговорил с Александрой Носач, руководителем отдела лицензирования музыкального и видео-контента в Black Star и лектором школ InSimple иRMA, о том, что такое паблишинг и как управление правами на музыкальное произведение устроено в России и мире. Пришло время разобраться, какими способами можно реализовать права на музыкальный материал и монетизировать его.
Существуют несколько способов использования музыкального материала. Все эти способы описаны в Гражданском Кодексе, в 4 части, в главах, посвящённых авторским правам и смежным правам. Список не исчерпывающий, возможно, есть и другие, но их сложно придумать – основные уже перечислены. Эти же способы использования являются и способами монетизировать музыку, получать за неё вознаграждение.
Один из частых способов – публичное использование музыки, или «публичка». Он включает проигрывание музыки в радио- и телеэфире, в общественных местах (в ресторанах, торговых и развлекательных центрах), в кинотеатрах, на концертах. В каждом случае, когда музыка была использована публично, правообладателю, в теории, полагается вознаграждение. При этом, рассказывает Александра, вознаграждение не попадает правообладателю напрямую. Существует такой институт – общество по коллективному управлению правами. В нашей стране в сфере публичного использования музыки сбором и распределением вознаграждений занимаются две организации – РАО (в сфере авторского права) и ВОИС (в сфере смежных прав). Организации, которые используют музыку или организуют использование музыки публично, должны делать выплаты в РАО и ВОИС, выражающиеся в проценте продаж с билетов на концерт или с доходов (радиостанции) или в некоторой фиксированной ставке – в зависимости от типа организации. Организации предоставляют отчёты, какая именно музыка использовалась. В случаях, когда отчётность невозможно предоставить (сложно определить, что именно звучало), РАО и ВОИС распределяют собранное вознаграждение в соответствии с рейтингами популярности исполнителей и композиций.
Любому исполнителю, музыка которого хоть как-то живёт публично (исполняется на концертах, звучит в эфирах каких-либо, в том числе небольших региональных, радиостанций), есть смысл заключить с РАО договор. «По крайней мере, это положит начало наведению некого порядка, – считает Александра. – Конечно, это отдельное направление – следить за тем, чтобы все факты использования были учтены. Но тем не менее, вам гарантировано некое спокойствие в отношении того, что если музыка используется публично, и если кто-то за неё рассчитался, то, по крайней мере, этим деньгам будет, куда идти – к вам как правообладателю».
Достаточно распространённый способ монетизации – это продажи. Под продажами понимается воспроизведение копии и её распространение. Раньше (и сейчас по-прежнему в незначительных объемах) это были продажи аудиокассет, дисков, DVD, виниловых пластинок. Сейчас всё перешло в цифру, и под продажами часто понимаютпродажи цифровых копий – в цифровых магазинах (например, iTunes) или в сфере мобильного контента. Второе включает так называемые RBT (мелодия вместо гудка). Эта сферараньше показывала очень хорошие результаты. Сейчас, как отмечают эксперты, она стагнирует, но для хитового контента по-прежнему даёт немалый доход.
Говоря о цифровых продажах, важно упомянуть стриминг. Стриминговые сервисы сейчас очень популярны. Они удобны для пользователей – их много, можно выбрать тот, который больше нравится, и слушать музыку бесплатно или условно бесплатно. У стриминговых сервисов могут быть реализованы две модели монетизации: рекламная и подписочная, иногда смешанная. При рекламной модели пользователь ничего не платит, за него платит тот, чью рекламу он видит. При подписочной пользователь вносит некий абонентский взнос за доступ к контенту без рекламы. Эти сервисы, рассказывает Александра, доступны для пользователя, они легальны и помогают решать проблему пиратства. Но с точки зрения правообладателей и артистов они не лучший способ монетизации: те доходы, которые получат правообладатели от стриминговых сервисов, несопоставимы с теми доходами, которые дают продажи.
Интересный способ использования – синхронизация, использование музыки в аудиовизуальных произведениях – кино, сериалах, рекламе, возможно, играх. В таких произведениях музыка синхронизируется с неким видеорядом, а значит, на это нужно получить разрешение, т.е. заключить лицензионный договор. Это отдельный поток возможной монетизации, его тоже нужно учитывать, считает Александра. «К тому же, зачастую для музыкантов это является сильным промо-инструментом, – рассказывает она. – Очень многие музыканты уже заметили, что попадание их треков в какой-то популярный аудиовизуальный проект во многом повышает интерес, с одной стороны, к прозвучавшей песне и группе в целом, с другой, к её остальному музыкальному контенту. Даже если на этом не удастся заработать огромных денег, промо-преимущества этого канала велики».
Возможный способ монетизации – переработка. Это создание ремиксов или запись каверов. Очень часто известные песни, хиты, перепеваются и переделываются, и если это сделано удачно, артист привлекает к себе внимание. Впрочем, переделать можно не только хит: если получилось сделать очень удачную переработку не самой известной песни, это тоже может сработать. Чтобы осуществить запись какой-то песни или произведения и выпустить его, нужно получить на это разрешение в виде заключения лицензионного договора, который может включать финансовые условия.
Есть ещё один способ монетизации, не все о нём знают – сбор вознаграждения за копирование в личных целях. Сбор вознаграждения тоже осуществляется посредством аккредитованного общества по коллективному управлению правами. В России такая аккредитованная организация – Российский союз правообладателей, РСП. Это общество занимается сбором вознаграждения в интересах правообладателей с изготовителей запоминающих устройств – флешки, телефоны, компьютеры, все те носители, которые могут хранить информацию. Такая система, рассказывает Александра, возникла в ходе борьбы с пиратством, когда фильмы и музыку не покупают, а терабайтами распространяют на дисках и различных устройствах. Поэтому производителей таких устройств было решено обложить специальными сборами. Эти средства собираются в интересах правообладателей и распределяются на основании системы рейтингов, где учитываются в том числе данные РАО и ВОИС.В отличие от РАО и ВОИС, которые в области публичного использования делят между собой сферы авторских и смежных прав, РСП в области копирования занимается расширенным количеством объектов: авторскими правами (произведениями), смежными правами (исполнениями и фонограммами), а также аудиовизуальными произведениями как отдельной категорией.
Как уже было сказано, это не все способы использования и монетизации музыкального материала – есть и другие, а возможно, вам удастся придумать новый. Однако перечисленные – основные, и важно хотя бы примерно представлять себе, как они работают, чтобы максимально эффективно реализовать потенциал музыкального произведения. Главное, напоминает Александра, чтобы музыкальный материал был талантливым и достойным.