Управление правами на музыкальный материал

16244 4
Управление правами на музыкальный материал
16244 4

Часть 1: Что такое паблишинг и как он устроен


Записали трек, альбом, видео? Самое время разобраться, какие активы у вас появились, как ими можно распоряжаться и что нужно сделать, чтобы на них заработать. MyBand.info поговорил с Александрой Носач, руководителем отдела лицензирования музыкального и видео-контента в Black Star и лектором школ InSimple и RMA, о том, что такое паблишинг, как его понимают в России и за рубежом, кто может быть паблишером и как автору/артисту с ним взаимодействовать.



В мировой практике паблишинг – это понятие, которое означает управление авторскими правами на произведение. Другими словами, есть произведение, есть авторские права на это произведение, и паблишинг – это то, что можно с этими правами сделать. Управление авторскими правами может осуществлять либо сам автор, если он так называемый самопаблишер, либо компания, которая выступит паблишером - получит эти права и будет ими управлять. Надо заметить, что в России среди музыкантов часто встречается иное понимание этого понятия, а именно –выпуск музыкального материала через какую-либо компанию и в принципе всё то, что можно сделать с музыкальным материалом. В мире же паблишинг относится именно к авторским правам.





Часто, когда музыканты и авторы понимают, что у них есть некий музыкальный материал, они довольно обрывочно представляют себе, что с ним можно сделать – скажем, разместить на iTunes или предложить в кино. Иногда всё действительно происходит как-то само собой, и материал становится хитом. Однако, говорит Александра, для гарантированного результата управлением правами можно и нужно заниматься комплексно. Это возможно тогда, когда есть чёткое и полное понимание, как именно можно реализовать свои авторские права – иными словами, какие виды монетизации музыкального материала существуют.



Музыкальный материал – музыкальное произведение со словами или без слов, исполненное и записанное в виде фонограммы. В нём зафиксированы два основных актива: авторские права и смежные права. Авторские права – это произведение. В смежных правах соединены исполнение и фонограмма. Нужно понимать, что в песне монетизируются как авторские права, так и смежные права.



На Западе управление правами разделено: монетизацией авторских прав занимаются паблишеры, а монетизацией смежных – лейблы, так исторически сложилось. Соответственно, доходы тоже распределяются: например, при продаже трека через iTunes доход за смежные права идёт цифровому дистрибьютору, а от него либо лейблу, либо независимому артисту. Сведения о доходе за авторские права передаются в общества по коллективному управлению правами, аккредитованными на сбор соответствующего вознаграждения. Общества, в свою очередь, распределяют средства между зарегистрированными правообладателями. Задача паблишера там – максимально чётко проследить каждый факт использования музыки.



В России же получилось так, что всем комплексом прав управляет обычно одна организация – продюсерский центр или музыкальная компания. Иначе говоря, если какая-то компания представляет какой-то материал и официально его продаёт, то, как правило, у неё собраны все права, и авторские, и смежные. Организация, аккредитованная на сбор вознаграждений за авторские права в сфере публичного использования музыки, в России есть, это РАО. А вот в сфере сбора авторского вознаграждения с создаваемых и распространяемых копий произведений за так называемые «механические» права аккредитованной организации в России нет. Таким образом, цифровым сервисам приходится искать правообладателя и напрямую заключать с ним договор. В результате, рассказывает Александра, когда смежные права находятся у одной организации, а авторские разделены между авторами, музыкальному сервису, чтобы легально разместить трек в своём каталоге, нужно подписывать два и более договоров. Аккумулирование в одних руках как авторских, так и смежных прав, с одной стороны, лишает музыкальные сервисы дополнительной административной работы, с другой – предпочтительнее для музыкальных компании в целях полного потока вознаграждения за песню целиком (за авторские и смежные права в ней).



Любой факт легального использования музыкального материала потенциально может монетизироваться, утверждает Александра. Он не будет монетизироваться, если правообладатель сам этого пожелает – например, передаст куда-то материал на безвозмездной основе. Во всех остальных случаях любой, кто хочет использовать музыкальный материал, должен получить разрешение, а значит, предоставляя такое разрешение, правообладатель вправе предложить определенные финансовые условия.



Нет однозначного ответа, нужно ли заниматься управлением правами самому или передавать их в компанию. Однако деятельностью по монетизации нужно заниматься последовательно и системно. Бывают группы, которые сами неплохо справляются с большей частью данного направления. Кому-то, возможно, есть смысл нанять менеджера, который будет этим заниматься. Преимущество же компании в том, что они занимаются исключительно тем, что монетизируют музыку, они, по словам Александры, заточены на то, чтобы собирать деньги.



«Хорошая компания, которая заинтересована в вашем материале, позаботится о том, чтобы этот материал был размещён на максимальном количестве площадок и продавался в том объёме, в котором он в принципе может продаваться, – уверена Александра. – Необязательно его ждёт успех, сравнимый с топовыми позициями в чартах, но, по крайней мере, компания способна сделать всё возможное, чтобы этот материал приносил максимум того, что он может приносить. Конечно, иногда бывает так, что компания подписывает материал только «для каталога», для количества. Но мне всё же хочется верить, что чаще компании действительно заинтересованы в материале и у них есть видение, как этот материал использовать, максимально раскрыв его потенциал».





По умолчанию правообладателем фонограммы (звукозаписи) является изготовитель фонограммы. Это тот, кто инициировал создание фонограммы – арендовал студию, оплатил работу сессионных музыкантов, звукорежиссёров и других специалистов. Изготовитель фонограммы будет тем, кто подписывает договоры от имени артиста, и это всегда одно лицо (либо сам артист, либо компания, получившая соответствующие права на фонограмму). С авторскими правами на произведения немного сложнее: они распределяются между авторами в тех долях, о которых они сами договорились. Своими долями в произведении авторы могут управлять независимо друг от друга, а могут тоже передать одному лицу или компании, которая будет ими управлять от имени правообладателей.



Есть три вида правообладателей:

1.Изначальный правообладатель – человек, который создал произведение. В России действует презумпция авторства, то есть считается, что автор тот, кто так утверждает.

2.Правообладатель, который получил права по лицензионному договору. Управлять правами за автора может, например, продюсер группы или музыкальная компания, получающие оговорённое в договоре вознаграждение – или на любых других условиях.

3.Правопреемство (переход прав по наследству для физических лиц и для юридических лиц – при реорганизации)

У начинающих музыкантов, считает Александра, нет острой необходимости углубляться в вопросы управления правами и делить доли с первого дня работы группы. Бывает так, что артисты увлекаются и в результате прекрасно понимают, как они могут распорядиться своим материалом, но самого материала нет или он не стоит усилий. Прежде всего, говорит она, нужно сделать качественный, потенциально хитовый материал. Для артиста важнее работать над материалом и своим талантом.



С другой стороны, когда артист начинает набирать популярность, становится важно понимать, как всё устроено. Тем, кто интересуется юридическими основами музыкального бизнеса, Александра советует почитать 4 часть Гражданского Кодекса – именно те главы, которые посвящены авторским и смежным правам. На этом этапе заниматься управлением правами нужно уже целенаправленно – например, последовательно предлагать материал музыкальным компаниям или найти менеджера, который будет делать это за вас. Кроме того, базовые знания в этой области помогут артисту общаться с профессионалами, которые будут помогать ему в этой сфере – менеджерами, продюсерами, юристами. Говорить с ними более эффективно, когда ты сам понимаешь хотя бы базовые вещи, знаешь, о чём говорить и на что обращать внимание, говорит Александра.




Скоро на MyBand.info: во второй части интервью поговорим о том, как именно можно управлять правами на музыкальное произведение и зарабатывать на нём. Следите за обновлениями.




Катерина Романенко

Интервью
Музыка
4 комментария
Олежек Омельченков 03 декабря 2014
в музыкальном бизнесе не все так просто как кажется
Витя Гром 02 декабря 2014
лучше нанять специальных людей, которые заключают контракты и подписываются
Лолита Краснова 02 декабря 2014
понятно что лучше, но все равно шарить нужно в этом деле
Роман Берсов 02 декабря 2014
статья очень полезная, всем музыкантам нужно знать об авторских правах