Страх сцены – один из самых больных вопросов у начинающих музыкантов. Проявляться он может по-разному, от потения ладоней до невозможности вовремя вспомнить текст песни. Тысячи разных симптомов одной болезни. И, в общем-то довольно легкие пути ее «лечения». Не позволяйте всяким там интернет-психологам и, тем более, авторам заумных книжек промывать вам мозги хитрыми фразами, абстрактной научной терминологией и прочей чушью. Все гораздо проще!
Борьба со страхом сцены
Начать разговор стоит с очень жизнеутверждающей аксиомы. Боязнь сцены лечится практикой. Чем больше вы будете выступать на публике, тем меньше вас это будет волновать. Когда выступления входят в привычку, тут уже не до жути. Вот правда, проверено. Теперь о том, как, собственно, начать с первого шага этот «путь в тысячу шагов». Поднимаем ногу…
Борьба со страхом сцены. Совет первый.
Действительно, лучший способ борьбы со страхом – это бесстрашное вступление на путь, где ждет то самое страшное. И да, надо принять как факт то, что косячить вы будете. Поэтому для первого выступления, как бы ни хотелось «шикануть», выбирайте клубы помельче размахом и, главное, репертуар попроще. По секрету стоит сказать, на первых порах слова забывали даже самые маститые ныне артисты. Лажали так, что потом уши горели. И ничего, ныне, понимаешь, мэтры.
Поэтому начинать стоит с песен, в которых забытые слова куплета большого рояля не сыграют. Публика в скучающем мелком клубе вряд ли будет старательно прислушиваться к тексту песни начинающей группы, поэтому можно дважды и трижды повторить один и тот же куплет, вообще спеть на китайском, да хоть песню про зайцев исполнить – никто не знает, что задумано по-иному. Ну а лажа в инструментальных партиях и вовсе незаметна. Подумаешь, мелочи какие… К этому факту надо морально подготовиться. Знаете, как молодых отцов учат на курсах: Когда вы уроните ребенка головой об кафель… не «если», я говорю, а «когда»!
Так вот, когда вы будете отчаянно лажать, помните: так и должно быть. За это не должно быть стыдно, и упаси вас Кришна и Аллах устраивать друг другу разнос после выступления, кто хуже сыграл. Вообще никогда так не делайте.
Совет второй
Второй полезнейший момент. Его рекомендуют прогрессивные врачи-психотерапевты. Если вы знаете, что вас внезапно может «накрыть», и с этим приступом невозможно справиться, делаете просто. Вешаете на руку обычную резинку для денег. Так, чтобы сидела туго. И в момент приступа оттягиваете и «стреляете» себе по руке. Больно до жути, но отрезвляет за секунду! Приступы эпилепсии так снимают. И помогает.
Совет третий
Это для вас выступление первое и ответственное, вы уже видите себя на огромной сцене какого-нибудь TuskaOpenAirв компании с Тарьей Турунен под ручку, вы уже грезите о миллионах поклонников и, если хотя бы одна мелочь идет не так, готовы поедом себя есть! Расслабьтесь. Посмотрите со стороны на то, что происходит здесь и сейчас. Скорее всего, вы в небольшом клубе, концерт весьма проходной, зрители пришли просто потусить от души, и им главное – чтобы пиво было не особо дорогое. Никто (реально никто!) не будет стоять с блокнотом и оценивать ваши ошибки. Никто не будет сидеть в баре и обсуждать, сколько раз вы лоханулись с верхней нотой. И уж тем более, никому абсолютно нет никакого дела до того, где вы неправильно подъехали на глиссандо к нужному пассажу.
Совет четвертый
Освойте бодифлекс. Во-первых, эта техника дыхания реально (мамой клянусь!) помогает прочистить мозги, во-вторых, успокаивает и одновременно проветривает голову, лишние мысли оттуда прямо-таки метелкой выметаются. И в-третьих, на объеме легких положительно сказывается. Перед выступлением, если вы нервничаете, проделайте несколько простых стоячих упражнений. Только не позу зевающего льва. Не поймут. Когда вы будете осваивать видео бодифлекс, вы поймете, о чем разговор. Со стороны выглядит умопомрачительно! Впрочем, если в ваш сценический имидж это вписывается, проделайте данную процедуру на сцене и с микрофоном! Симмонс языкатый обзавидуется!
Совет пятый
Он относится к вопросу, как не бояться пустого зала, в котором кажется, что все на тебя смотрят. Во-первых, раз смотрят, то и вы смотрите. Видите свою публику? Вот на каждого и гляньте, зафиксируйте глазами, кто где и зыркайте на них во все глаза. А если зрителей не видно, сфокусируйтесь на задней стенке, в нее смотрите, чуть выше воображаемого уровня голов зрителей. Это лучше, чем в панике бегать глазами по залу, выискивая людей в темноте.
А если кажется, что все плохо, и вы готовы со сцены драпать сивым мерином, задрамши хвост, возвращайтесь к совету номер два и пользуйте прямо на сцене. Никто не поймет, что вы сделали, зато вам резко полегчает. Не полегчало – совет номер четыре вам в помощь!
Как видите, все предельно просто!