Как распространять музыку в интернете и как на ней зарабатывать

24817 3
Как распространять музыку в интернете и как на ней зарабатывать
24817 3

Один из важнейших вопросов, который встаёт перед начинающим артистом, – как распространять свою музыку и как заработать на ней. Основной инструмент для этого сегодня – интернет, и мы попросили эксперта в области цифровой музыкальной дистрибьюции Алексея Николаева поделиться своим опытом и дать несколько советов. Первую часть интервью, где Алексей рассказывал о том, как устроен музыкальный рынок, можно прочитать здесь.

Две основных модели распространения музыки в интернете – это скачивание и стриминг. Сервисы, с помощью которых трек или альбом можно скачать за деньги, множество: iTunes, Zvooq, Google Play Music, трава.ру, Билайн Музыка. В сфере танцевальной музыки, востребованной на диджейском рынке, стоит обратить внимание на Juno, BeatPort, TrackSource, BoomCat, blic.com – «и вообще их тысячи в мире», утверждает Алексей. Схема здесь простая: пользователь платит сервису деньги, и после вычета налогов, механических (авторских) прав и доли магазина некая сумма доходит до лейбла, а он уже передаёт деньги артисту.

Второй способ – это стриминг, прослушивание без сохранения копии на диск или то, что у нас называется доведение до общего сведения. Это Яндекс.Музыка, Spotify, Beats music, недавно приобретённый Apple, Guvera, Zvooq. Отчасти – Google Music, iTunes, который планирует iTunes радио. Монетизация здесь происходит путём распределения доходов. Доходами могут быть реклама, подписка и партнёрские отношения (между музыкальным сервисом и производителями техники или мобильными операторами). Затем эти доходы за вычетом налогов и механических прав (они же авторские в составе копии фонограмм) раздаются непосредственно правообладателям.

Самый простой способ распространения музыки всем известен – это публикация во ВКонтакте. По мнению Алексея, препятствовать этому не нужно («Всё равно кто-нибудь выложит», говорит он), а нужно искать способы это монетизировать. Есть и другие сервисы, где можно поделиться своей музыкой: SounCloud, Mixcloud и другие. Инструменты монетизации там есть, но на большие деньги рассчитывать не стоит.

YouTube – пожалуй, один из важнейших способов распространения и продвижения музыки. С точки зрения монетизации потенциал у него не очень большой: сервис работает по модели перераспределения доходов, и конкретный ролик получает долю доходов сервиса, соответствующую количеству просмотров. По словам Алексея, западные коллеги считают, что YouTube нужен в первую очередь для продвижения, и уже только во вторую для заработка. В среднем за 1000 просмотров ролика правообладатель получает 2 доллара – не такие уже большие деньги. Конечно, в описания канала и видео можно добавить ссылки на платное скачивание – это тоже может принести доход.

«Если бы я был музыкантом, я бы, конечно, активно вёл свой канал, – говорит Алексей. – С одной стороны, выкладывал свою музыку, с другой, публиковал какие-то интересные моменты из жизни группы, какие-то туровые заметки, что-то ещё. При этом в управление этот канал я могу передать агрегатору, часто это тот же партнёр, который заливает музыку в iTunes. Есть и другие, но можно и передать тому же. Он будет получать финансовый поток с YouTube для вас и ещё и курировать вашу активность в YouTube – регламентировать, я бы так сказал. Относительно контента у вас есть две возможности. Первая – разрешить использовать другим пользователям вашу музыку, и я считаю, что нужно разрешать, пусть под мою музыку все бегают по пляжу и снимают себя, может быть, у них это видео наберёт миллион просмотров. Дело в том, что монетизация за музыку через моего агрегатора пойдёт всё равно мне, что приятно. А есть другой способ – запретить, и тогда каждый, кто выложит материал с моим треком, будет вычислен системой Content ID и заблокирован. Кроме того, нужно вести работу с каналами-агрегаторами, как Ello, например. Удобная штука, выложив туда клип, ты получаешь доступ к их 2,5 миллионам подписчиков – и, конечно, практически любой клип достаточно быстро набирает десятки тысяч просмотров».

Есть ещё один путь монетизации, который, хоть и постепенно уходит в прошлое, всё ещё заслуживает внимания. Речь идёт об услуге мобильных операторов по замене гудок на мелодию. Как рассказывает Алексей, этот рынок по-прежнему существует, и оттуда продолжают идти заметные деньги. «Важно понимать, – добавляет он, – что не вся музыка подходит, это должна быть либо цепкая мелодия, либо отрывок из трека, либо иногда вообще не музыка, а какой-то юмор – то, что успеют прослушать люди. Не стоит расстраиваться, если ваша музыка не подходит, не берут, не продаётся, просто она другая. Да, популярность WAP-протоколов и платы через смс постепенно снижается, но по-прежнему в регионах много недорогих телефонов, и люди пытаются быть интерактивными с ними и пользоваться этим. Особенно, конечно, такая услуга популярна у детей, которые часто тратят родительские платежи на треки».

Преимуществ интернета с точки зрения начинающего артиста множество. Во-первых, там уже сейчас существует огромное количество разнообразных сервисов и возможностей. Во-вторых, уже существующие и известные сервисы могут повернуться неожиданной стороной и дать результат, которого от них не ждёшь. В-третьих, постоянно появляется что-то новое, что может сработать на артиста. Подробнее о трендах и перспективах читайте скоро в третьей части интервью.

Катерина Романенко

Интервью
Музыка
3 комментария
Руслан 12 ноября 2014
нужно свою музыку выкладывать везде, где только возможно, даже и на не таких известных сервисах
Ира Филипова 12 ноября 2014
лучше на известных, там профессионалы оценивают )
Олег Демин 12 ноября 2014
на Ютубе продвигать очень выгодно