​5 инди-фильмов о хип-хопе

2474 4
​5 инди-фильмов о хип-хопе
2474 4

Мы собрали документалки, которые не входят в топ-списки фильмов о хип-хопе в силу того, что не повествуют о старых добрых временах, когда сверкали на оргалите три полоски адидас или о злых временах, когда пули получали так же часто, как мы едим тосты с джемом на завтрак.


Вы и сами вспомните Style Wars, Rock the Bells, Tupac: Resurrection или что посвежее – Something from Nothing: The Art of Rap, Chiraq, SVDDXNLY. Все они, безусловно, заслуживают внимания, но эти пять фильмов затрагивают довольно необычные темы и явления, начиная с обмана и заканчивая идеальными хип-хоп отношениями.


1. Я всё ещё здесь (I’m Still Here, 2010)



2008 год, Хоакин Феникс заявляет общественности о своем уходе из актерской карьеры, чтобы читать рэп. Никто не верит в его начинания, потому что, честно говоря, рэпер из него никакой.


Ни публика, ни коллеги, ни лучшие друзья не дают ему ни единого шанса. «У каждого наступает такой момент в жизни, когда тебе не нравится кто ты, что ты делаешь, кто рядом с тобой», – сокрушается Хоакин. Глядя на то, как актер изрядно растолстел, отрастил бороду и не вспоминает о том, что волосы иногда нужно расчесывать, Бен Стиллер высмеивает друга и неоднократно просит покончить со смехотворной карьерой музыканта.


Хоакин сам провоцирует публику. Он заявляется на ток-шоу Дэвида Леттермана и сбивчиво начинает «затирать» про искусство рэпа, новые этапы своей жизни и вообще, всячески рефлексирует.


Актер ведет себя в стиле Jackass. Он развлекается со шлюхами, нюхает кокаин, обижает членов своей команды, кто-то даже испражняется на него, пока он спит.


Лиричность ситуации придает идиотское выступление Хоакина в одном из ночных клубов Лас-Вегаса, где проходят хип-хоп батлы.


Кажется, Хоакин пытается повторить историю Эминема, которому удалось натренировать свое искусство во фристайл-схватках с черными парнями. Но однажды освистанный, Хоакин удаляется горевать и заниматься самоанализом.


Самая, пожалуй, смешная сцена фильма – это поход Феникса к Diddy. Хоакин договоаривается с Шоном о встрече, чтобы тот заценил пару только что записанных песен. Лицо P.Diddy во время прослушивания выглядит вот так:


После показа I'm Still Here на многочисленных фестивалях, выяснилось, что режиссер Кейси Аффлек (который, кстати, женат на сестре Хоакина и является братом Бена Аффлека) и актер задумали уход Хоакина из киноиндустрии как шутку. То есть, на самом деле Хоакин, никуда не уходил, ведь весь год он вживался в роль безумного Хоакина Феникса фильме Кейси Аффлека. И ни P.Diddy, ни Mos Def, ни Бен Стиллер, ни Бен (опять же) Аффлек ни о чем не догадывались.


Бен Стиллер даже выступая в качестве ведущего на церемонии Оскар, спародировал «безумного Хоакина», нацепив бороду и темные очки и зачитывая дурацкий рэпчик. Таким образом, I’m Still Here, с одной стороны, – псевдодокументалка о потерянном годе Хоакина Феникса, а с другой – документальный фильм о том, как целый год развлекались Кейси Аффлек и Хоакин Феникс.



2. Жизнь Кидда (Kidd Life, 2012)



Николас Вествуд Кидд – парень из трущоб Копенгагена. Шотландец-иммигрант подарил ему замечательную фамилию, и Кидд воспринял ее как призвание разыгрывать всех вокруг, чем он и занимается на протяжении всей своей карьеры.


Однажды Кидд и его друзья записали видеоролик с песней «Поцелуй с Джамелем», которую они сочинили за пять минут в самодельной студии (а весь смысл песни можно заключить в следующие слова «Шлюхи шлюхи у меня есть девочки деньги марихуана я самый лучший»).


Денег, на самом деле, не было вообще, девушек тоже. Зато было пиво и травки немного. От скуки залили ролик на Youtube. Ночь пролетела, а на утро парни проснулись с миллионом просмотров своего видео. Почти сразу же появились и деньги, и девчонки, и звукозаписывающая студия Cheff Records, и даже национальная музыкальная премия.


С первых кадров кажется, что главный герой – отвратительный чувак, гопник и тупица. Но после его столкновения с миром интеллектуалов, начинаешь проникаться к нему теплыми чувствами.



Он действительно умеет шутить, что делает фильм смешным, он очень добродушный, хоть и не всегда поступает правильно. А тетки из Королевской национальной библиотеки, которые всерьез с нотками снобизма приглашают его выступить на вечере поэзии о любви с песнями про сучек и про дурь, похоже, свихнулись не меньше 14-летних фанаток из датских деревень.


Весь фильм Кидд недоумевает, почему ему выпала честь быть таким популярным, ведь даже премьер-министр Хелле Торнинг-Шмитт просит у него автограф, что он считает вершиной идиотизма.


При этом, его образ жизни нисколько не изменился: он каждый день ищет где бы переночевать, а в свободное время Кидд предпочитает пить пиво с друзьями на тратуаре. Но не такой уж он бездарный. Каждый раз, когда Николас оказывается в сложной ситуации, он выдумывает решение, которое становится популярным у публики. Возможно, секрет в том, что он считает свое творчество – большим недоразумением и не боится ничего потерять.


Например, свой первый альбом Кидд назвал Greatest Hits 2011. Однако никто не понял иронии, и альбом объявили величайшим событием. В другой раз, после нескольких тусовочных ночей, Кидд не может прийти в себя. Смотрит на свое лицо и понимает, что появиться на сцене музыкальной премии с опухшими глазами будет большим позором. Он валяется за кулисами на грязном матрасе, немножко блюет в уголок и внезапно обнаруживает какую-то шапку. Натягивает ее как балаклаву, с достоинством выступает, и его фотка уже во всех газетах и журналах Дании.


В конце фильма уже нет сомнений, что у датчан напрочь отсутствует чувство юмора, и закрадываются мысли, что большинство из них очень глупы. Когда ненависть героя к общественности достигает своего апогея, он выходит на сцену одного из клубов и заявляет фанатам, что терпеть их не может. Просит не совать бумажки для автографов и не посылать ему смски. Была ли это шутка, или Кидд решил завершить свою карьеру?



3. Великая хип-хоп-мистификация (The great Hip Hop Hoax, 2013)



Великая хип-хоп мистификация заключается в том, что в середине 2000х Билли и Гэвин из Данди, натренировавшись рэповать на родине, отправляются покорять Лондон. Услышав словосочетание «шотландский хип-хоп», местные продюсеры только посмеиваются.


Тогда Билли и Гэвин прикидываются рэперами из Лос-Анджелеса, ради шутки сменив акцент на американский во время разговора по телефону с одним из продюсеров. Это сработало, и первый же концерт Silibil ‘n’ Brains в Лондоне оказался успешным.


Все подходили знакомиться, а спустя какое-то время представители глобального офиса Sony приехали в Лондон, чтобы послушать Билли и Гэвина, забрать их на родину в LA и дать им побольше денег.


В самый последний момент парни испугались разоблачения и сумели все переиграть. Они уговорили своего продюсера подписать контракт с Sony Records UK, чтобы не было заморочек с визами. Тут завертелось – концерт за концертом, запись альбома, интервью и большие тусовки.


Чтобы не забывать говорить «по-американски», Silibil ‘n’ Brains создали абсурдных персонажей и вжились в их роли так сильно, что даже родственники парней были в полнейшем ужасе и не могли узнать в них прежних Билли и Гэвина.


Продюсеры, менеджеры и лондонские друзья Silibil ‘n’ Brains клянутся, что ни о чем не подозревали. Даже после пяти пинт пива, Билли и Гэвин хранили тайну под семью замками. В итоге ребята подхватили звездную болезнь, которая в совокупности с паранойей разоблачения, расшатала нервы и одному, и другому. Ссоры, неудовлетворенность личной жизнью и нужда постоянно прятаться не дали им закончить свой альбом.


Внезапно грянул кризис музыкальных лейблов, и карьера Silibil ‘n’ Brains завершилась. Они разругались вконец. Один отправился в Шотландию, завел семью и стал работником буровой установки. Второй - остался в Лондоне, пристроился в унылую рок-группу, выкрасил волосы и глаза черной краской, нарядился в кожаные штаны.


На фестивале SXSW 2013 ребята снова встретились, чтобы поддержать документальный фильм о Silibil ‘n’ Brains и исполнить пару старых треков. Бывшие лучшие друзья вроде бы помирились.


История кажется довольно стройной и логичной, только вот в интернете сложно найти какую-то информацию о Silibil ‘n’ Brains до 2013 года. Да и вообще, как им удалось подписать контракт с самым крупным лейблом, не показывая паспорта? Есть ощущение, что хип-хоп мистификация - это не история о Silibil ‘n’ Brains, а сам фильм.



4. Сломанная песня (Broken Song, 2013)



Бландчарстаун – отдаленный гетто-район Дублина. Жизнь здесь протекает скучно и блекло, в целом экстерьер напоминает Братеево. Правда, призналась режиссер, в Ирландии такая зеленая трава, что было трудно передать унылую атмосферу этого района. Пришлось сделать фильм черно-белым. Кроме того, фильм снимали еще в нескольких городках Ирландии.


Первые кадры демонстрируют юных гопников, которые от нечего делать купаются в радиоактивном Ирландском море, но главное, что выглядит это очень красиво. Местные парни Costello и GI устали от того, что на районе одни разборки, уныние, безработица. Будучи поклонниками уличной музыки, они организуют что-то вроде местного хип-хоп клуба по интересам для подростков. Таким образом, рэп дает им возможность высказать недовольство жизнью и одновременно позволяет заниматься поэзией вместо того, чтобы слоняться по улицам, воровать или ввязываться в драки.


«Папа» Costello устраиват сходки, на которых он решает чей рэп годен, чей - свободен, объясняет суть хип-хоп лирики, искусство сочинения стихов. И действительно, многие из его подопечных добиваются упеха: используют сложные тропы, метафоры, приемы, тренируют артистизм в читке. Все это выглядит довольно сентиментально и одновременно забавно: прочувствовать фильм можно, слыша ирландский акцент рэперов. Звучит примерно вот так: «Гет сум муней, гет сум стуфф».


Но не Costello является главным героем фильма, а трогательный Willa Lee, который, как и Kidd, вызывает смешанные чувства. С одной стороны, он совершил достаточно серьезное преступление. С другой – опять же, обладает уникальным чувством юмора, и действительно хочет исправиться.


Да и поет так, что слезы наворачиваются.



Уилла очень наивный и совсем еще ребенок. Он сам научился так красиво и искренне петь, а за курткой в три полоски скрывается доброе сердце и желание сделать жизнь в ненавистном городке лучше.


Даже в уродстве Уилла умеет находить красоту. Он часто уходит подальше от блочных районов, чтобы побродить по побережью, полюбоваться звездами и морем. Он приходит к выводу, что жизнь, хоть и сложная штука, но прекрасная.



5. The Otherside (2013)



О чем вспоминают люди, когда приезжают в Сиэтл? Джимми Хендрикс, гранж, отличный кофе, Microsoft. Рэп не самая первая вещь, которая приходит на ум. Но оказалось, что в Сиэтле в последние годы развилось очень сильное хип-хоп коммьюнити, о чем мультимедиа-студия MAD Northwest решила рассказать, собрав деньги на производство фильма на Kickstarter.


В этом фильме вы не увидите черных парней с пушками, культ марихуаны или батл по бутти-дэнс. Все такое же доброе и милое, как музыка J Dilla (ну, иногда ребята пародируют гангстеров, но это не в счет). Складывается ощущение, что если житель Сиэттла работает в Microsoft, то в свободное время он ходит на концерты и слушает музыку. А если житель Сиэтла не работает в Microsoft, то он музыкант.


Самый известный представитель современного сиэтлского хип-хопа – Macklemore (Ben Haggerty). Он любимчик всех местных музыкантов, каждый из них хотел бы повторить его успех. Но нужно видеть, как они об этом говорят! Как будто каждый день молятся за Бена и его карьеру перед сном: «Не желай ничего чужого и никому не завидуй ни в чем».


Бен вовсе не разгуливает по городу в шубе, и не разъезжает на бирюзовом самокате, как в своих лакшери-клипах. Он работает не покладая рук. Все остальные рэперы, продюсеры, диджеи и битмейкеры Сиэтла уверены: чтобы создавать достойную музыку, надо выкладываться на полную катушку.


И они не занимаются ничем, кроме музыки. Вот такие счастливые ребята.



Каждый концерт Mad Red, Massive Monkeys, Blue Scholars, Common Market и любого из многочисленных местных исполнителей или танцоров является настоящим событием для Сиэтла. Поклонники раскупают билеты в первую неделю, активно заказывают мерч, платят за альбомы и готовы положить все свои деньги на алтарь сиэтлского хип-хопа.


Рэперы, в свою очередь очень эффективно пользуются Kickstarter и стараются делать музыку на совесть, чтобы не разочаровать фанатов. Музыканты очень дружны между собой и помогают друг другу абсолютно во всем. В конце вы можете зарыдать и захотите жить в этом идеальном хип-хоп мире, где брат за брата.



HIP-HOP/R’N’B
Музыка
4 комментария
Валя 31 марта 2015
Я бы добавила еще фильм Истории Гетто (Ghetto Stories)
Ксюша Гончарова 31 марта 2015
Еще фильм классный с Nas и DMX Живот (Belly)
Евгений Толстой 31 марта 2015
Broken Song прикольный фильм, остальные не видел
Ирина Азаркова 31 марта 2015
Смотрела первый фильм, не поняла прикола