Несомненно, что самым явным признаком любительского микса является блеклая и скучная аранжировка.
Почти любой музыкант, работающий в домашних условиях, не способен сделать профессиональное сведение и использует дешевые инструменты во время записи. Но если это можно объяснить бюджетом студии или некоммерческим типом продакшна, то бедную аранжировку оправдать ничем нельзя.
Наверное, в наши дни музыкант может выделиться только одной аранжировкой. Количество существующих нот ограничено. Почти все фразы уже давно придуманы и сотни раз сыграны. Последовательности аккордов также не отличаются разнообразием.
Нужно отметить, что вне зависимости от стиля, в любой микс можно привнести индивидуальность и эстетическую ценность. Цифровой звук с его безграничными возможностями следует использовать в полной мере.
Ваш трек может стать более интересным, если вы…
1. Смените темп. При звучании композиции дольше 5 минут желательно сменить темп в одной из ее частей. Этот ход всегда дает соответствующий эффект. В случае записи фортепианных баллад под метроном часто наблюдается их чересчур «математическое» звучание.
Если нужно избежать десинхронизации с другими инструментами и сохранить живость, применяйте Tempo Track, который позволяет замедлять и ускорять темп так, как это делают пианисты.
2. Добавьте бэк-вокал. Это абсолютно очевидный шаг. Если его звучание вызывает ощущение, что его напели в караоке-баре, постарайтесь добиться того, чтобы он не был слабее сопровождения.
В одних жанрах по пять-шесть вокальных партий или и вовсе хоровые подпевки будут смотреться нелепо, однако в других жанрах, например в любой гимнообразной песне они будут как нельзя кстати.
3. Добавьте подклад из струнных. Даже если вы не представляете их в этой песне, просто добавьте и поймете, что они все улучшают. Рекомендуется выставить такой уровень, при котором они будут слышны только при внимательном прослушивании. Струнные с медленной атакой привнесут жирность и полноту в сухие пустоватые фрагменты.
4. Примените перкуссию, которую можно сделать практически из всего. Латиноамериканская перкуссия не является единственно правильным вариантом. Можно добавить дилэй в темп трека с перкуссией с числом повторений от одного до трех, благодаря чему минус, к примеру, не очень ритмично сыгранными гитарами станет более подвижным и стабильным.
5. Создавайте, а не используйте готовые звуки. Не ограничивайте себя готовыми обработанными сэмплами. Существуют же перегрузы, фильтры, эквалайзеры, компрессоры.
Можно сделать очень интересную вещь, взяв сначала звуки классической драм-машины, а затем сжав их компрессором, немного перегрузив сигнал, и сформировав ему АЧХ с использованием параметрического эквалайзера. При желании можно еще добавить и сатурацию.
6. Используйте скретчи, белый шум, пропущенный через частотный фильтр с автоматизацией, без которых не обойдутся поп-музыка и рэп. Пригодятся и звуки тарелок, проигранные наоборот.
7. Не допустите игры какого-либо инструмента в течение всей песни, потому что это скучно.
8. Не пишите инструменты слоями в следующей последовательности: сначала гитара, затем бас и барабанная установка, после чего вокал, в припеве — все аналогично, затем клавиши.
Избегайте двух одинаковых куплетов, инструменты могут в полной мере заменять друг друга. Если на протяжении всей песни на клавишах подыгрывали струнные, то целесообразно последний припев и соло исполнить на другом инструменте.
9. Попробуете снимать на слух «фишки» других аранжировщиков. Имеется в виду ориентирование как раз на слух без чтения каких-либо уроков и практических руководств об угле поворота ручки на фильтре. Тогда вы не сможете с первого раза снять элемент точь-в-точь, у вас получится что-то свое.