Как устроен рынок музыки для кино и сериалов? Как на него можно попасть? Зачем нужны музыкальные редакторы? Каково это – писать музыку для фильмов? Об этом и многом другом MyBand.info поговорил с музыкальным продюсером, редактором в ТВ- и киноиндустрии Андреем Курченко. Первую часть интервью можно прочитать здесь.
Отом, как попасть со своей музыкой в кино
«Начинающим артистам, в первую очередь, надо создавать, конечно же. Создавать именно то, как ты чувствуешь, как ты видишь. В кино, в сериалы, в телевизионные программы с удовольствием берутся готовые песни. Если они совпадают с видеорядом, если они совпадают со сценарием, это особенно приветствуется. Попасть на этот рынок можно точно так же, как и везде: рассказывать о себе, светиться, попал в струю, песня понравилась, попал на какой-то канал, попал в рекламу, и вот ты уже на виду. Для того, чтобы, попадать в эту тусовку, есть такие люди, как я и мои коллеги, музыкальные редакторы каналов, музыкальные редакторы на проектах. Нужно рассказывать таким людям о себе».
О том, как работают музыкальные редакторы
«В нашей профессии есть разные подходы. Есть люди, которые приходят на проект – кинофильм, или сериал, в общем, аудиовизуальное произведение – с каким-то багажом, накопленной базой. И начинают придумывать музыкальное решение под задачу с учётом цены и возможностей. А есть люди, которые приходят на проект с подходом «я знаю, где найти, скажите, что нужно». Не предлагают, не креативят, а сидят и ждут, когда им режиссёрили продюсер пришлёт список треков. Этот путь с большим количеством лишних телодвижений и не самый дешёвый, но он тоже работает.
Я и многие мои коллеги работаем таким образом: мы изначально смотрим материал из того багажа, который у нас есть, и предлагаем производителям. Если ничего не подходит, то мы начинаем искать по всему своему музыкальному багажу, но обязательно с учётом цены и возможностей приобретения прав. Потому что самая большая «подстава» – это когда ты подобрал идеальный трек, а он по каким-то причинам не может быть очищен.
Наша задача – соединить два творения, музыку и картинку. Когда ты соединяешь и у всех бегут мурашки, это твой звёздный час. Когда у людей нет мнения, это значит, что ты не совсем попал, приходится доказывать, объяснять, возможно, предложить какие-то другие варианты. Часто бывает, что под проект набирается пул композиций и закидывается на монтажный стол. Монтажёр выбирает какую-то песню и монтирует под неё, но если монтажёр берёт песню на своё усмотрение, как референс, и этот референс по каким-то причинам невозможно очистить, то задача музыкального редактора – под эту самую картинку подобрать новую доступную композицию».
О том, каково быть «киношным» композитором
«Для того, чтоб начать писать для кино на заказ, нужно пройти достаточно длинный путь. Во-первых, там очень большое количество композиторов с именем, композиторов, умеющих работать, умеющих писать саундтреки. Во-вторых, это непростая задача. Когда ты приходишь в проект композитором, у тебя 50 начальников, каждый со своим мнением. Но это, конечно же, с точки зрения работы очень интересное занятие, потому что ты пишешь готовое произведение под существующий сценарий, под картину. Надо понимать, что нужно иметь собственное лицо и собственный профиль. Попсу все умеют писать, но вот когда нужно что-то особенное – нужно, чтобы вспомнили про вас. И, конечно, надо вкладывать душу. В любом случае, когда ты создаёшь даже под заказ и не вкладываешь душу, зритель сразу же это чувствует. Когда человек выкладывается, результат, конечно, совсем другой».
О саунд-дизайне
«Cаунд-дизайн –это совмещение шумов, музыки, диалогов, там сплетается вообще всё. Я фанат этого направления. Талант человека, который может это всё сплести, сразу же виден. Когда всё органично, попадает в ноты, такты, тональности – это великая вещь. Это создание видеоклипов, только из всего того, что под рукой находится. Звук вилки тоже может быть музыкальным. В любом случае, на мой взгляд, движение в сторону подобного, поиск звуков – это очень интересно. И не скромничайте со звуком. Кашу хочешь создавать – вот в этой каше чтобы человек потом разбирался. Но каша должна быть органичная».
О том, почему надо отдавать музыку бесплатно
«Я считаю, что если предлагают – надо отдавать всегда, недорого или вовсе бесплатно. Во-первых, авторские отчисления вы всё равно будете получать. Во-вторых, вас будут знать, к вам будут чаще обращаться. Потом, на концертах у тебя люди просят исполнить эту песню, они покупают билет – это тоже заработок. Пиар – это такая же монетизация, в общем-то. А если ещё и перед концертом у тебя выходит какой-то звёздный фильм, вообще шикарно. Это реклама, на которую ты потратил бы деньги. А так тебе ещё заплатили. Поэтому это обоюдовыгодно для обеих сторон, и для продакшн-компаний, и для музыкантов».
О западном рынке
«В Голливуде сейчас видимо будут много снимать фильмы про плохих русских. Одно время в Голливуде были плохими арабы, сейчас опять русские будут, поэтому, возможно, русские песни будут использоваться в Голливуде.
Надо понимать, что у нас рынок достаточно раскормленный. В плане цифр, в плане стоимости песен. В Европе тоже существуют, конечно, немаленькие гонорары. Но в Европе, я вас уверяю, уровня одного нашего композитора я найду 50, которые за меньшие деньги мне сделают тот же самый продукт. Выше конкуренция, ниже цены, лучше качество. Например, одна аранжировка, мастеринг в Лондоне стоит в два раза дешевле, чем у нас, но качествовыше – именно потому, что в Лондоне есть школа звука, а у нас, к моему величайшему сожалению, её нет.
На зарубежный рынок попадать можно, но надо понимать свои шансы. Если ты уровня Артемьева композитор, то да, ты можешь побороться с Зиммером, с лучшими голливудскими композиторами. Но если уровень ниже, то незачем лезть в это пекло. За такие деньги, которые ты получаешь здесь, ты в Европе не продашься. Другое дело, что хочется потешить своё самолюбие, это возможно, но не более того. Там высокая конкуренция и очень высокое качество».