Вы очень долго микшировали свой новый трек, но, несмотря на все приложенные усилия, она звучит блекло по сравнению с вашими любимыми коммерческими композициями. Вы использовали массу приёмов: и поднимали бас, и использовали множество эффектов, увеличили число партий и громкость песни. Но желаемый результат так и не был достигнут.
Что следует предпринять в этом случае?
Скорее всего, вы ошиблись так, как ошибаются многие начинающие продюсеры. И часто создание музыки можно сравнивать с неким интимным процессом. Ваше сочинительство может пройти в спальне, вы увлекательно проводите досуг и реализуете свои мечтания. Но вместе с тем, это значит, что вы слишком близко подобрались к проекту.
Один из методов создания качественного микса – это отстранение и объективное прослушивание. И здесь нужно обеспечить наличие приличных мониторов. Только так вы сможете более глубоко проанализировать весь частотно-динамический спектр своих творений и оценить, как взаимодействуют между собой все музыкальные партии. Хорошие мониторы должны обладать плоской характеристикой частот. Это защищает от вредной окраски проигрываемой музыки. Если у ваших колонок наблюдается подъём в басах, то микс созданный на них, на прочих системах будет иметь тонкое звучание.
Не рекомендуется при сведении работать с наушниками как с главным инструментом мониторинга - никакие самие дорогие наушники не смогут передать полноценную динамическую картину звука. Но если у вас большой опыт в этом вопросе, или акустика помещения такова, что больше выбирать не из чего, то ничего особо жуткого не случится. Проверяйте свои творения на различных акустических системах.
Важно также отчётливо понимать, кому вы стремитесь подражать. Многие тонкости можно изучить при сравнении своих творений с треками в подобном жанре. Такими тонкостями могут быть: темп, аранжировка, целостная звуковая фактура, а также эквайлизация.
- нормальная ли продолжительность вашего трека?
- какова степень его компрессии?
Только при сравнении с коммерческими произведениями можно понять, насколько хороша ваша работа.
Не нужно игнорировать точку зрения других людей. Хотя она не всегда может быть объективна, ведь вкусы слушателей могут значительно различаться. Рядовой слушатель может дать низкую оценку и великой записи, если он является противником этой музыки. Поэтому важно общаться с профессионалами в музыкальной сфере, микшировании и продюсировании. И, исходя из этого, найдены 10 самых распространённых ошибок, которые допускают начинающие продюсеры.
1. Довольно узкое звучание
Это самая частая промашка в процессе микширования. Очень много вещей сосредоточено в одной области музыкального полотна. И здесь важно, создавая музыку, думать о трёх измерениях. И начинать можно с проверки ширины. Качественные миксы должны окутывать слушателя, словно тёплый звуковой плед. Миксы плохого качества бьют узким звуковым лучом по барабанным перепонкам.
Учитывая это, вам нужно убедиться, что вы должным образом задействовали ваши регуляторы панорамы. Попробуйте панорамировать некоторые партии в крайние позиции. Такими партиями могут быть оригинальные эффекты, какие-то шумы и пэды. Попозже можно добавить линию бэк-вокала. При этом ведущий вокал вместе с басом лучше определить в центр. Хотя правила есть правила, нарушать вполне можно, тем более, если, художественные замыслы этого требуют.
2. Конфликты частот
Самой худшей картиной считается такая, когда в миксе один инструмент перекрывает другой, и звучание идёт как из жестяной банки. Это объясняется тем, что микширование материала происходило на некачественных мониторах, дающих слабое представление о частотном спектре всего микса и инструментов по отдельности. Если у используемых инструментов схожий частотный диапазон, сделайте структуру композиций такой, чтобы их игра не происходила одновременно.
Устранять подобные конфликты можно с низких частот. Многие музыкальные направления схожи тем, что в них главным двигателем композиции является бас. И нужно проверить, что там хватит места для развёртывания баса. Если проблем здесь нет, идите в более высокие диапазоны и не используйте много вещей, которые звучат синхронно на одном участке спектра.
3. Аранжировка просто загромождена
Благодаря компьютерам у нас есть огромные возможности. Но это совсем не значит, что нужно каждый раз при творении музыки запихивать более 200 треков. По сути, многие хиты имеют весьма разреженную аранжировку. И в ней все звуки и инструменты тщательно записаны и сопоставлены.
Если в вашей работе ощущается загромождение, и вы не можете исправить ситуацию, то устранение такого бардака лучше начать с выключения некоторых партий из аранжировки. Некоторые поп-хиты основываются почти только на вокале и гитаре. А у многих танцевальных шлягеров, в принципе, есть только барабаны, вокал и бас. И часто сокращение числа звуков приводит к поднятию эмоционального эффекта композиции.
4. Неверные звуки
Иногда у треков нет должного звучания потому, что элементы их партий не действуют как единый механизм, либо даже диссонируют между собой. Возможно, здесь подобраны звуки, плохо сочетающиеся между собой. Пример – вместо реального брасса задействован синтетический.
Также причиной может быть применения «скудных» звуков, проблемных эффектов или очень качественно записанных сэмплов. Последние нужно использовать осторожно, ведь идеальное безупречное звучание нужно не всегда. И в нужном контексте запачканные и шумные звуки могут зазвучать идеально.
5. В вашей работе нет хуков и запоминающихся составляющих
Многие начинающие продюсеры допускают «усреднённое» звучание композиций. В этих работах нет фишки, что овладеет ушами слушателя и выделит песню из серой массы. А такая масса ежедневно увеличивается. Поэтому любому треку требуется некая изюминка, чтобы надолго забраться в память слушателя.
Роль хука может исполнить что угодно: звук баса, мелодия, какой-то эффект, голос. Послушав некоторые хиты, вы обнаружите в них предостаточно хуков. Хотя на деле хватит и одного отличного хука, чтобы люди захотели слушать ваше творение снова и снова.
6. Некорректный грув
Ошибки в создании ритмического пульса могут уничтожить душу танцевальной композиции. И некоторая пульсация нужна даже эмбиентным трекам. Поэтому в работе одной из приоритетных задач является захват чувства и выделение грува.
Очевидность некоторых вещей нельзя оспорить. Так при работе над клубным треком можно применить темп 120 ударов в минуту, а все сильные доли определить в большой барабан. Это станет замечательным отправным пунктом.
Если ваша цель – создать произведение в стиле laid-back, то вам нужно замедлить вещи и внести чуть-чуть свинга. Барабаны – определяющий фактор для грува песни. И если неправильно подобрать ритмический рисунок, можно просто загубить песню.
7. Фактор лени и штампы
Звуки и различные трюки, испытанные временем, могут значительно окрасить трек. И часто многие продюсеры просто берут явные штампы жанра и внедряют их в свои композиции. Подобное увлечение общепринятыми клише, как правило, приводит к блеклым результатам.
Любопытно, что это затрагивает и то, как вы работаете со своей DAW. Лучше не вносить в аранжировку определённые вещи только потому, что, по вашему мнению, они туда отлично впишутся. Также лучше не позволять программе самой подгонять весь материал под один темп. Ещё не следует чересчур использовать готовые пресеты. Особенно это проявляется в синтезаторах. Конечно, они могут звучать потрясающе. Но если вы всё же применили пресет в силу его специфичного звучания, то знайте, его очень скоро распознают все, кто обладает таким же инструментом. И большинство из них вряд ли одобрят такое применение. Хотя, такой снобизм по поводу пресетов тоже неправилен, ведь они и созданы для использования. Но чем больше специфика звука, тем больше будет ясен его источник. Получается, что пресет нужно чуть-чуть обработать «напильником», и он станет вашей собственностью.
8. Наличие шумов
Низкий уровень исполнения. Заметные следы редактирования. Многие демо-записи характеризуются такими аспектами, как вокальное исполнение мимо нот, плохо взаимодействующие партии и явно проявляющаяся питч-коррекция. В этом списке значатся и небрежно обрезанные крайние участки клипов, ошибочно размещённые фейды, щелчки в областях склеивания и другие некошерные вещи.
Шум – довольно частая проблема. Когда-то он вызывал немало сложностей. Но нынче при работе в абсолютно цифровой среде его вообще не допускайте в свои треки. Как правило, шум исходит от записи голоса и живых инструментов. По этой причине перед самой записью найдите его источники и проведите нужную профилактику.
9. Очень высокий уровень громкости
Здесь затронем динамический диапазон, говоря иначе, отличия между самыми тихими и наиболее громкими звуками в вашей работе. В музыкальной индустрии за последние годы сложилась общая тенденция – постоянно поднятие громкости миксов с помощью лимитирования и компрессии. И динамический диапазон обрабатывается и в партиях, и в общем треке. Это привело к тому, что во многих миксах образовалась гипер-компрессия. Здесь динамический диапазон упал почти до нуля.
Когда-то погоня за громкость была плодотворной и выделяла композиции из остальной массы. Сейчас это явление вездесуще. Она даже приняло экстремальные формы. И у него наблюдается противоположное действие. Сегодня развивается движение, преследующее цель сломать такую тенденцию и вновь внести динамику в музыку.
10. Слишком безупречное звучание
Большинство продюсеров ощущают, что музыкальное произведение, сотворенное на компьютере, звучит как-то слишком чисто. Разумеется, многие хотят, чтобы их творения не звучали как в доисторическую эпоху, но гладкий блеск, гарантированный сегодняшними звукозаписывающими технологиями, зачастую вынуждает композиции звучать под копирку и тоскливо.
И часто полезно делать в музыке вещи более простыми и естественными. Но здесь нужно чувствовать грань, чтобы не загромоздить композицию и не сделать её дилетантской и примитивной. Можно даже внести умышленно какие-то специфические дефекты, только делать это нужно тонко и с большой осторожностью.